12 сентября в Музее национальной архитектуры и быта Пирогово вспоминали украинские свадебные традиции
Празднование было приурочено к Дню Семёна (14 сентября), с которого у наших предков начинался период сватанья. Работы на поле закончены, холодные дождливые будни еще не пришли… чем не идеальная пора для свадьбы?
Весь процесс сватанья и женитьбы демонстрировали коллективы из разных уголков Украины. Песни, пляски, шутки и многочисленные обряды не могли никого оставить равнодушным – зрители вместе с дружками и пели и танцевали, радуясь соединению молодых. Всё это веселье не идет ни в какое сравнение с современными свадьбами, ведь раньше свадебный спектакль мог продолжаться целую неделю, прежде чем пара таки женилась. Да и яркие украинские наряды – с бусами, лентами, веночками, цветами, вышивкой и красным цветом – делают действо необычайно красочным и жизнерадостным.
Это сейчас, всё что нужно сделать гостям и родственникам – вложить в конвертик подарочную сумму.
А согласно традиции, именно на их плечи, а точнее – на их голоса, ложится вся работа. Когда жених, вдоволь нагулявшись в своём селе, приезжал забирать невесту в сопровождении «кортежа» музыкантов и сватов, на него «набрасывались» родственники невесты с криками, полными негодования. С чего же такую умницу и красавицу просто так отдавать: хочешь забрать – плати, а скупой – не подходи. На что дружка отвечает, что жених уже уплатил 1 рубль 30 копеек за роспись «в загсе». И тут «Наша пісня гарна нова, починаєм її знову…» Одни поют про жадность жениха, другие это опровергают очередным подарком – то бутылочкой, то конфетками, то грошиками. Невеста же, всё это время тихонько стоит в хате возле печи.
Когда сторона невесты остается довольна выкупом, и жених уже празднует победу, молодую обступают верные подружки и водят вокруг неё хороводы. Жених должен «прорвать» и эту преграду.
Не менее интересный обряд – расплетание косы невесты после праздничного обеда. В Пирогово он был продемонстрирован сразу тремя коллективами. Это одна из самых символических традиций, означающая прощание молодой с вольной жизнью. Ведь после свадьбы замужние пани начинали носить на голове «очіпки» или платки, пряча волосы (одно из главных женских достоинств и прелестей) от чужих глаз. Расплетали косу или родственники невесты по очереди, или её подружки, которые также снимали ленты со своих волос и завязывали их на венок невесты, или же сам молодой. Невеста во время обряда сидит на кожухе, а после неё на него обязательно должны сесть незамужние девицы, чтобы вскоре тоже выйти замуж. В западной Украине существовали и более радикальне обряды: на Гуцульщине косу не расплетали, а отрубали топориком, на Волыне – отрезали ножом.
А у самой невесты обязанность только одна – плакать и активно выказывать свои страдания, ведь её забирают из родительского дома в чужой. И лишь перед отъездом она начинает петь прощальные песни, обещая не забывать родные места, и, называя чужую женщину «мамой», помнить о родимой. Своё же одобрение молодая выказывала, одевая на суженого вышитую своими руками сорочку.
Отдельного внимания заслуживают атрибуты. Во-первых, каравай. Его выпекали исключительно счастливые в браке женщины, украшая калиной – символизирующей способность женщины к деторождению, и барвинком – знаком большой любви. Кто из молодых откусит больший кусок, тот и будет главным в семье. Подле каравая на праздничном столе обязательно находилось «гільце» – украшенная лентами и цветами ветвь дерева. «Гільце» символизировало девичью невинность и красоту. И, конечно же, «рушник» – жизненный путь. Мало кто знает, что ранее на него не становились ногами, а садились на корточки.
А теперь самое интересное – первая брачная ночь. Проходила она на территории жениха. Прежде чем молодых закрывали в каморе, невесту тщательно обыскивали для того, чтобы на утро невозможно было осуществить подмену при доказательстве молодой женщиной своей чистоты и непорочности. Если всё было по правилам, свадьба продолжалась ещё несколько дней. В противном случае весь молодой род предавался позору.
НО… есть в тайном мире прошлого и не известные широкой публике детали. Например, «вечорниці». Кроме игры в орешки, на них происходили и другие увеселения: девицы проводили ночь вместе с парнями в доме у одинокой немолодой женщины. Им позволялось обниматься, целоваться, в общем всё, что не включало потерю девушками их чести. Дело в том, что издавна считалось, что во время поцелуя с парнем девушка понимает, совместимы ли они и смогут ли у них родиться здоровые дети. Однако за тем, чтобы всё было в рамках дозволенного, следили, но случались и эксцессы. Так что и наши предки не прочь были порезвиться перед свадьбой …
В Пирогово празднование плавно перешло в ярмарку, на которой можно было приобрести свадебные атрибуты, украинскую традиционную одежду, предметы народного промысла. На сцене все пели да плясали коллективы, а в небе, вместо банальных салютов, парили воздушные змеи. В такие волшебные моменты так не хочется возвращаться в каменные джунгли с их банальными застольями и отсутствием романтики!
Может быть именно поэтому, в Украине всё более популярными становятся этносвадьбы. Ведь участие в театрализованном костюмированном действе понравиться и молодым, и родителям и гостям, это же намного веселее чем просто сидеть за столом и чревоугодничать! А национальные костюмы и венчание в старинной церкви – не только уважат традиции, но и прекрасно дополнят сценарий превращения дня свадьбы в незабываемый праздник.
автор статьи и фотограф: Ольга Харевич