Арсенал кукол: начало сказки

- Может ли одно событие объединить настоящих друзей детства, которым, порой единственным, доверяются тайны, и взрослую потребность в творческой самореализации? – Да, если это Сказка.

«Киевская Сказка» – именно под таким названием в Арсенале Искусств с 23 по 28 июня прошел Первый международный салон авторской куклы.

Уже то, что в названии мероприятия присутствует слово «Первый», даёт понять, что кукольное искусство в Украине стало активно развиваться относительно недавно. Виной тому идеология СССР, когда всё красивое и уникальное воспринималось как признак буржуазности. Хотя о какой буржуазности может идти речь, если в Европе первые авторские куклы появились куда ранее французской революции.

Еще в 1672 году в Англии была выпущена первая партия совсем не игрушечных кукол из папье-маше, тираж которой составил 12 экземпляров. А первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка “Petite Danseuse” (Маленькая танцовщица), одетая в самое настоящее тканевое платье и представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже.

С тех пор интерес к авторским куклам неуклонно рос, и лишь в странах ставших «советскими» история художественной куклы прервалась, как и многие другие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие резиновые пупсы, которые могли в лучшем случае послужить развитию у девочек материнских инстинктов, но никак не были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости, как это было, начиная с XVII века.

И совершенно зря, ведь в традициях по изготовлению кукол сохраняется история нации. Например, искусство изготовления японских традиционных кукол насчитывает уже не одно столетие. А развивается оно на основе национальной старинной литературы, а также традиций и обрядов, которые существуют в Японии и по сей день.

Слово «кукла» в русском языке не совсем точно передает смысл японского слова «нихон-нингё» – так называют японцы интерьерных персонажей своей истории. «Нихон-нингё» делаются настоящими мастерами искусства и предназначены сугубо для любования фигурами красавиц, самураев и гейш. В Японии существует давняя традиция дарить фигуры героинь на Праздник кукол Хина-Мацури, а фигуры, изображающие самураев, героев древнего эпоса – на праздник Гогацу. Также куклы дарятся путешественникам, которые отправляются в долгий путь, молодожёнам, на дни рождений и по другим случаям.

А самое первое историческое упоминание о кукле связано с именем древнеегипетской царицы Клеопатры. Правда, куклы у неё выступали в несколько ином качестве. Оказывается, у Клеопатры была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод: именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний.

Посланниками моды служили куклы и во Франции, начиная с XVII века. Ведь как могли парижанки поделиться последними fashion-новинками с далёкими от столицы провинциалками? Конечно же, только прислав в подарок разодетых по последнему писку моды кукол.

Такие специальные куклы-модели назывались Пандорами и сопровождались целым набором одежды – для дома, для выхода в свет, для прогулок. Причём некоторые производители кукол прославились в первую очередь как создатели элегантных и роскошных нарядов, а уж только затем как кукольники. У царственных особ при дворе даже имелись штатные кукольные кутюрье. Ведь нельзя как попало одевать кукол королевских детей, к тому же большинство из которых – фарфоровые портреты последних.

И на украинской выставке «Киевская Сказка» именно портретные куклы публичных людей – Андрея Шевченко, Виктора Януковича, Дианы Дорожкиной и многих других – одними из первых встречали посетителей в огромном зале Арсенала. Их сложно назвать точными копиями оригиналов – в основном сходство основано на передаче атрибутики (мяч, костюм, платье), а не внешности персоны. Но в целом образы выдержаны.

Напротив этого стенда располагались совсем иные создания – многочисленные дети Мальвины и Буратино. Фигурки из метала, на фоне хрупких фарфоровых барышень, выделялись своей прочностью и функциональностью (часы, подставки для карандашей и др.), а также многообразием форм: от единичных статуэток и пар до картин и корабля.

Далее внимание публики привлекал эмоциональный рассказ представителя стенда «Гольфстрим» Тамары Сазановой. Она с восторгом повествовала публике об обычаях первобытного племени масаев, которые живут в центрально-восточной Африке. «Лекция» сопровождалась слайд-шоу. По словам рассказчицы, воплощение представителей племени в статуэтках преследовало 2 цели: рассказать людям об этом уникальном племени и запечатлеть их тела потрясающей красоты.

Особую нишу салона составляли стенды с мишками Teddy. Многообразие цветов, размеров и материалов необычайно радовало глаз, привлекая внимание и детей, и взрослых.

Автору посчастливилось узнать секреты изготовления коллекционных мишек Teddy у самой кукольницы Инны Ляшенко:

- Инна, Ваше творчество адресовано детям или это источник эстетического удовольствия для взрослых?
- Оно совсем не для детей. Это не те игрушки, которые можно потискать, по полу потаскать, порвать. Авторские игрушки небезопасные: в них много деталей – стеклянные глаза, ресницы. Вряд ли кому-либо придет в голову давать их детям поиграться.

- Ваши мишки – результат свободного творчества или Вы придерживаетесь определенных стандартов?
- Чтобы называться мишками Teddy, игрушки должны отвечать очень многим требованиям. Ручки, например, должны вращаться на 360 градусов, ножки должны быть сделаны таким образом, чтобы мишка мог сидеть – это все специальные механизмы.

- А как в домашних условиях можно эти указания воплотить?
- Существует целая индустрия, направленная на помощь автору создать именно мишку Teddy. Например, глазки делают из трёх видов стекла, а ткань для пяточек – должна быть специальная, достаточной плотности, чтобы не пропускать содержимое. Мохер тоже особенный, на хлопковой основе, в который вплетается мех горных козлов. Но игрушка не шьется из натуральных материалов, так как это неэтично шить мишку из меха убитого животного.

- Теперь понятно, за счет чего цены на авторские игрушки «кусаются». Хозяинами Ваших творений становятся только коллекционеры?
- Вовсе нет! Есть люди, которые ранее не увлекались мягкими игрушками, но при их виде не смогли устоять и не купить. Абсолютно не обязательно иметь огромную коллекцию.

- Поступают ли предложения делать игрушки на заказ?
- Нет, но даже если бы были, я бы их отклонила.

- Не хотите ограничивать творческий порыв?
- Именно. Ведь работа на заказ – это уже ремесло, а мне просто хочется делиться своей радостью от создания животных с другими людьми.

- А Вы выходили за рамки зайчиков и мишек?
- Нет, я ещё и в этих рамках не всего добилась. (улыбается)

- Имена своим игрушкам даете?
- Конечно!!(улыбается)

- И как они приходят?
- И в процессе работы, и при виде конечного результата. Каждое имя – особенное. Знаете, как говорят: «Дал имя – дал судьбу». Как детей называют, так, наверное, и создания свои: не просто первое, что пришло в голову, а какие-то ассоциации, мысли на тему.

- А как Вы открыли для себя мир игрушек?
- Я их просто с детства очень люблю. Помню, у меня был большой немецкий медведь, и мечта воплотить его – с опилками, огромного, с ревуном – живет до сих пор.

- А есть среди дизайнеров мужчины?
- В Германии точно есть.

- Вы сотрудничаете с этой страной?
- Я в курсе выставок, которые там проходят, я езжу туда по своей основной работе. Вообще кукольное дело очень развито не только в Германии, но и в Англии, Австралии, США. Мы, дизайнеры со всего мира, общаемся друг с другом в Интернете, обсуждаем новинки, делимся опытом, информацией.

- Ваш стенд преисполнен любовью и нежностью – розовые цвета, ласковые выражения лиц. Наверное, продажи повышаются ко Дню Святого Валентина?
- Я бы не сказала. Это не подарки, которые можно приурочить к определенному дню. Вообще День Святого Валентина в приложении к Украине и к России не воспринимаю никоим образом. Потому что это совершенно другой святой, к нам не имеющий отношения. Просто кто-то запустил на наш рынок тонны сердечек китайских, ленточек и создал «новую тему» для их реализации.

- Когда Вы создали первую игрушку? Уже будучи взрослой?
- Да. На самом деле я этим занимаюсь не так давно – всего лишь около двух лет.

- А когда впервые продали своё творение?
- Не сразу. Точно сказать сложно. Я вообще к прибыли не стремлюсь. Мне дочка говорит, что я свои игрушки так люблю, что не могу отпустить от себя. А вот этого жёлтого зайца она сама меня просила никому не продавать и привезти обратно. Заявила, что он её! (смеется) Я получаю такое удовольствие от самого процесса создания игрушек – ведь всё сшивается, выкраивается вручную – что остальное для меня не имеет значения.

- А есть особенно любимый этап творения?
- Они все самые любимые. Это невероятно увлекательный процесс – от самого первого момента и до завершения.

- Хотелось бы Вам посвятить этому всё время, то есть превратить в полноценный бизнес?
- Нет. Это моё хобби. У меня есть основная работа, которая меня обеспечивает и которую, я тоже безумно люблю. По образованию я преподаватель английского языка и когда-то большую часть времени отдавала именно студентам, а моя нынешняя работа больше связана с общением с иностранцами. Игрушки же – они для души, для красоты, для радости.

И правда, на выставке можно было увидеть всё, что душа пожелает, авторские куклы на любой вкус. И красивые – в шикарных нарядах, и уникальные, похожие, как две капли воды на настоящих детей, и смешные – пародии на vip-персон, и душевные – мягкие улыбающиеся мишки. При входе сначала кажется, что количество стендов небольшое, но, чтобы подойти к каждому стенду, понять сущность обитателей и поговорить с автором, не хватит и трёх часов.

И это, наверное, было самой интересной частью салона – возможность прямого общения с автором. Сложно не проникнуться атмосферой непосредственной и неподдельной радости, смотря в горящие глаза творца, который говорит о своих созданных детях. Да-да, именно «детях», ведь, как поделилась с нами Елена Мисюна (автор Lumis), каждое произведение кукольного искусства имеет свою историю происхождения, своё имя, свою душу – чем не настоящий ребенок?

- Елена, скажите пожалуйста, кем Вы себя больше ощущаете: скульптором, художником, дизайнером одежды?
- В первую очередь – человеком. Художником точно себя не считаю и не представляю, как это им быть. Я просто делаю то, что мне нравится.

- А что является самой любимой частью работы?
- Всё в целом. Вообще одевать очень люблю, расписывать.

- Наряды кукол действительно поражают изяществом. Не просили ли вас сделать дубликат человеческих размеров?
- Нет.

- А хотелось бы стать дизайнером одежды в полной мере?
- Я шью иногда себе одежду.

- Образы приходят во время работы?
- Нет, я их изначально придумываю – рисую эскизы. В процессе создания просто появляются новые дополнения.

- У Ваших кукол очень человеческие выражения лиц – у каждой свой особенный взгляд, будто они на самом деле о чём-то думают…
- Я как раз и пытаюсь выразить в кукле человека. Они действительно все разные – со своим именем, легендой. Например, вот эта маленькая девочка, которая сидит на мостике. Она является мальчику во сне, бросает камешки в воду и смотрит на круги, расходящиеся по воде. А сегодня мальчик не до конца уснул и в полудреме начал ее видеть, а она почувствовала и обернулась.

- Очень интересно, спасибо. На каком этапе у вас возникает легенда?
- Всё появляется в совокупности, в комплексе. Процесс создания куклы невозможно поделить на определенные этапы, моменты. Как и в жизни, в нем всё взаимосвязано. Сама жизнь и является толчком для творчества.

- Просили ли Вас когда-либо друзья или знакомые воплотить их в образе куклы?
- Портретные заказы поступают, но от друзей подобных просьб не было, ни разу.

- С чего начался Ваш интерес к созданию кукол – с желания самореализоваться или начать бизнес?
- Изначально было лишь желание выразить себя, вот и всё.

- А сейчас творчество уже стало полноценным бизнесом?
- «Бизнес» – слово абсолютно не подходящее! Лучше сказать «своё дело». Да, сейчас оно приносит мне доход, но к бизнесу отношения не имеет никакого.

- Кукольное дело занимает все время?
- Нет, помимо него я работаю по специальности – программистом. Одно другому не мешает.


Исходя из столь отрицательной реакции обеих авторов на вопросы, касающиеся получения дохода и ведения бизнеса, можно предположить, что в Украине материальный мир ещё не успел поглотить разум творцов прекрасного, и надеяться, что для авторов кукол создание шедевров является увлечением, любовью, вдохновением, но никак не ремеслом. Это очень здорово, если источник приятных душевных переживаний и трепета не воспринимается одновременно и как источник финансовой прибыли. И что получение дохода в данном случае являются полезным дополнением, а не самоцелью.

А для тех ценителей прекрасного, которые не имеют возможности создавать художественные куклы самостоятельно и их приобрести, сообщаем, что каждая коллекционная кукла имеет маркировку с указанием имени автора или названия фирмы-производителя, лимитации (общего тиража) и порядкового номера экземпляра. Такая «печать» ставится, как правило, на спину или затылочную часть головы куклы. Так же надо сказать, что каждая «уважающая себя» коллекционная кукла имеет ещё и сертификат с примерно той же информацией, что и на маркировке: автор, лимитация, номер экземпляра, материалы, из которых сделана кукла, и личная подпись мастера.


Поскольку салон был международным, на нём присутствовали гости из Германии, России, Америки, Голландии, Франции. Про свою экспозицию эксклюзивных кукол с удовольствием рассказала директор Национального института американских авторов кукол (NIADA) Шелли Торнтон:

- Шелли, как Вы думаете, кто больше получает удовольствие от кукол – взрослые или дети?
- Мне кажется, они одинаково интересны всем. Тем более что, кроме чисто коллекционных кукол, я создаю и куклы для игры. У них личика также из твердых материалов, но тела мягкие и делают их в Китае, поэтому стоят они дешевле.

- А сколько приблизительно времени требуется на изготовление одной куклы?
- Где-то недель пять-шесть, не меньше.

- Оживают ли Ваши творения в Ваших снах?
- Очень интересный вопрос, раньше никогда об этом не задумывалась… Может быть, это прозвучит приземлённо, но нет. Мне снятся живые люди.

- Преследуете ли Вы цель влиять посредством своих кукол на сознания людей?
- Скорее на их эмоции, мне хотелось бы сделать людей добрее.(улыбается)

Было приятно заметить, что для посетителей выставки были созданы все условия для углубления в закулисный мир кукольного искусства – рядом с американским мастером, например, всегда находился переводчик, для облегчения общения с автором тех людей, которые не особо хорошо говорят по-английски. Ведь посмотреть на коллекционные создания пришли все – от мала до велика.

Каждую возрастную категорию отличали особенности реакции на увиденное – дети с восторгом разглядывали мишек с зайчиками, но оставались равнодушными к фигуркам масаев и спрашивали мам «А что это такое?» у тех стендов, на которых были представлены существа, не поддающиеся распознаванию. Самих же мам и бабушек очень привлекали куклы-дети, так сильно напоминающие родных чад. То тут, то там можно было услышать «Да это же вылитая Лиза!»

Закончился же салон первыми народными кукольными гуляньями на Софиевской площади, которые, надеемся, станут новой киевской традицией.

Прощаясь с этой сказочной атмосферой и унося с собой ощущение радости, я заметила на лицах многих людей восторг от посещения этого мира фантазий.




Автор статьи и фотограф: Ольга Харевич

Valid XHTML 1.0 Transitional Valid CSS! [Valid RSS]
Rambler's Top100